Алла Саламатина

Тема «Весна » , «Перелетные птицы »

Вспомнить с ребенком перелетных птиц (скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, кукушку) ;

Рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях , обсудить их внешний вид и отличительные признаки;

Рассказать, откуда они к нам прилетели, какую пользу приносят перелетные птицы ;

По возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке, научить ребенка узнавать грача и скворца, находить общие и отличительные признаки этих птиц ;

Учить ребенка бережному отношению к живой природе;

Вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

Обратить внимание на сезонные изменения в природе.

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит .

С нею солнце краше и весна милей .

Прощебечь с дороги нам привет скорей.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

Что из стран далеких принесла с собой.

(А. Плещеев)

Задание 3. «Подскажи словечко» .

На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его -. (скворец) .

Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам или на слух) .

Жаворонок, воробей, грач, скворец.

Ворона, утка, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, стриж.

Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Задание 5. Дидактическая игра «Кто прилетел?» . (Взрослый называет птицу , а ребенок отвечает : да или нет.)

Задание 6. Дидактическая игра «Узнай по описанию» . (Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы , а ребенок ее узнает и называет.)

Задание 7. Составление описательного рассказа

1. Цвет. (Цвет оперенья птицы ) .

2. Части тела. (Назови части тела) .

3. Гнездо. (Назови её птенцов) .

4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края) .

5. Насекомые. (Чем питаются птицы ) .

6. Человек. (Какую пользу приносят человеку) .

Примерный рассказ по таблице.

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями . Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны . Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Задание 8. Учимся сравнивать. Учите сравнивать между собой живые и неживые предметы.

а) что общего между настоящей птичкой и игрушечной, и чем они

отличаются;

б) что общего между животными и птицами , и чем они

отличаются;

в) что общего между птицей и самолетом , и чем они отличаются.

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один грач - много грачей, одна кукушка (стриж, ласточка,.) .

Задание 10. Вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить их в альбом.

Задание 11. Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка. .

Задание 12. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании в единственном и множественном числе) .

У грача - грачата, у скворца -. , у грача - грачонок, у журавля -. .

Задание 13. Закончи предложение. Предложите ребенку закончить предложение словами «длинноногий журавль»

В поле я увидел. (длинноногого журавля) . Я долго наблюдал за. (длинноногим журавлем) . Мне очень понравился этот красивый и стройный. (длинноногий журавль) . Я хотел подойти к. (длинноногому журавлю) . Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась ё небе. (длинноногий журавль) . Я рассказал маме о. (длинноногом журавле) . Мама сказала, что нельзя подходить и пугать. (длинноногого журавля) . Я обещал маме больше не подходить к. (длинноногому журавлю) . Теперь я буду только издалека наблюдать за. (длинноногим журавлем) .

Задание 14. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по) .

Грач вылетел. гнезда. Грач прилетел. гнездо. Грач подлетел. гнезду. Грач кружит. гнездом. Грач сел. ветку. Грач ходит. пашне.

Задание 15. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы .

Объяснить ребенку значения словосочетаний : «предвестники весны » , «гнезда вить» , «вершина дерева» , «птенцов выводить» .

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми ? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Пересказать рассказ «Предвестники весны » по вопросам.

Прошла холодная зима. Наступает весна . Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали : «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Вопросы. Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной ? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?

Объяснить ребенку выражение «предвестники весны » .

Задание 16. Пересказать рассказ от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Объяснить ребенку значение слова скворечник.

Задание 17. Дидактическая игра «Закончи предложение» .

На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда) . На ветке сук, а на ветках.. В гнезде птенец, а в гнездах -. . На дворе дерево, а в лесу -. .

Федосеева Светлана
Конспект занятия «Перелетные птицы»

МКДОУ Шубинский детский сад

воспитатель : Федосеева С. И.

Тема : «Перелетные птицы » .

Цель : расширять представления о перелетных птицах .

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.

Познакомить детей с понятием "перелётная птица "

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица , логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам .

Образовательная область : Познание (ознакомление с окружающим) .

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие. Дидактические игры : «Собери птицу »

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц » , «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Перелетные птицы » .

Формы непосредственной образовательной деятельности :

познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование, коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор, игровая (игры с правилами, дидактические игры) .

Формы организации : группа.

Предварительная работа : рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами .

Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель : ребята сегодня у нас не обычное занятие , к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма) .

Воспитатель : Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети : Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники) . От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы , тает снег)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы . А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края? Дети : Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм..

А как называются птицы , которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети : Перелётные птицы .

Воспитатель : Какие птицы называются «перелетные » ?

Воспитатель : Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты , поэтому их и назвали перелетными . Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются , чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Воспитатель : Первая перелетная птица прилетает… - грач . (слайд) . Опишите, какой он.

Дети : Грач крупная птица . Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель : У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда (слайд, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель : Следующие птицы прилетают – скворцы . (слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. (слайд)

Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник» .

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки) .

Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей) .

Прилетайте птицы в гости –к нам , -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе) .

Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз) .

Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?

Дети : Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда ?

Дети : выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах , проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц .

Д/и «Собери птицу » Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Итог НОД.

Воспитатель : Для чего нужны птицы ?

Дети : Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Надо ли охранять и беречь птиц ? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц ; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы .

Воспитатель : Вы должны помнить :

Что птиц , не надо ловить,

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать ,

Их жалеть, оберегать.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали ?

Почему этих птиц называют перелётные птицы ? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной ? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц .

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.

На этот вопрос можно корректно ответить по крайней мере с трех разных позиций. Эти ответы будут дополнять друг друга и потому в равной степени важны. Во-первых, каков механизм этого явления? Во-вторых, зачем птицы это делают - в чем значение (функция) этого поведения? И, наконец, как вообще произошло так, что птицы куда-то улетают, а потом возвращаются (то есть каково происхождение и эволюция этого явления)? Ниже вкратце рассмотрим эти три аспекта.

Как?

Если содержать перелетных птиц в неволе, то в период обычных сезонных миграций они испытывают беспокойство. Такое состояние было названо миграционным. В это время, например, можно наблюдать нетипичную активность по ночам. А связано это с тем, что мелкие птицы летят в основном ночью. То есть они как бы пытаются реализовать свою тягу мигрировать даже в том случае, если им (в неволе) этого сделать не дают.

Более того, птицы стараются ориентироваться в ту сторону, куда они в норме должны лететь. Эта особенность широко используется при изучении ориентации птиц с помощью так называемых круглых клеток , или клеток Крамера , названных в честь немецкого орнитолога Густава Крамера (Gustav Kramer). В таких клетках (круглой формы) по периметру расположены жердочки, а одна жердочка находится в центре клетки. При прыжках птице удобнее прыгать с центральной жердочки на одну из периферийных. По тому, куда ориентирована (по сторонам света) наиболее часто посещаемая периферийная жердочка определяют, в какую сторону птица «хочет» мигрировать.

Итак, желание мигрировать на юг (осенью) или возвращаться домой (весной) проявляется у птиц даже тогда, когда им не дают это сделать. То есть миграционное состояние, по сути дела, явление инстинктивное. Запускается оно у наших птиц главным образом соотношением между темным и светлым временем суток (так называемым фотопериодом). Определенное значение этого параметра является своеобразным триггером миграций. Это показано, в том числе, экспериментально.

Зачем?

Теперь посмотрим, зачем птицам надо возвращаться домой. В чем смысл (функция) этого? Как это помогает им выживать? Ведь чтобы сформировался инстинкт, о котором шла речь в предыдущем подразделе, он должен иметь какую-то ценность - иначе он бы просто не возник.

В жизни птиц можно выделить несколько периодов. Они повторяются каждый год, поэтому обычно говорят о годовом цикле. В типичном случае годовой цикл выглядит так: гнездование, линька, осенняя миграция, зимовка, весенняя миграция, снова гнездование и далее «по списку». Все названные периоды важны, но особое значение имеет гнездовой. В это время птицы выводят потомство, от них требуется масса дополнительных затрат - как времени, так и энергии. Поэтому успешно размножаются лишь те особи, которые делают это в благоприятных для них местах, к которым они лучше всего приспособлены.

Почему же наши птицы обычно не гнездятся, например, в тропиках? Здесь две главных причины. Во-первых, они недостаточно хорошо приспособлены к тамошним условиям. То есть они могут жить там, добывать себе пищу, даже петь, но на большее их не хватает. Трудно найти подходящее место для гнезда, трудно выкормить птенцов и т. п. А во-вторых, в тропиках масса местных оседлых видов, которые «переигрывают» мигрантов в конкурентной борьбе - как в прямой (например, за гнездовые убежища), так и в косвенной (за пищу).

Но бывает и так, что наши северные птицы и где-то далеко на юге находят подходящие для себя условиях и остаются там гнездиться. В некоторых случаях это может даже со временем привести к появлению новых форм. Хороший пример - утка-кряква (Anas platyrchynchus , рис. 1), обычная в средней полосе России, и в том числе в черте Москвы. А кроме этого, она гнездится по всей Северной Америке и Евразии, от тундр до субтропиков. Так что этот вид очень пластичен. Поэтому, быть может, и не удивительно, что некоторые популяции, попав в ходе миграций на тропические острова, остались там жить и стали оседлыми.

Сейчас такие формы считают даже отдельными (но близкими) видами. Это гавайская кряква Anas (platyrhynchus ) wyvilliana и лайсанский чирок Anas (platyrhynchus ) laysanensis , оба вида - с Гавайских островов (рис. 2).

Бывают и еще более интересные исключения. Одно из них - черный шелковистый свиристель (Phainopepla nitens , рис. 3), обитающий в Северной Америке. Эта птица умудряется гнездиться дважды в году. Весной она выводит птенцов в штате Калифорния. А к осени мигрирует в штат Колорадо. Здесь она гнездится еще раз. Такое гнездование в двух разных местах - уникальный случай у птиц. Так что, как это вообще характерно для зоологии, имеются лишь общие тенденции или правила с множеством разных исключений.

Наконец, надо коротко рассказать, зачем птицы вообще улетают зимой в теплые края. Главнейшая причина - нехватка пищи. Поэтому в первую очередь улетают те виды птиц, которые питаются открыто живущими насекомыми. Зимой такую пищу, конечно же, не найти. Так что они мигрируют, можно сказать, вынужденно. Те же виды, которые могут найти себе корм и зимой, остаются в наших краях. Это, например, синицы, ловко выискивающие спящих насекомых в различных щелях и разнообразящие свой рацион семенами. Или большой пестрый дятел (Dendrocopos major ), питающийся зимой семенами ели и сосны.

Почему?

Но почему птицы, которые гнездятся в северных широтах, а зимуют в тропических, делают именно так, а не иначе. Почему бы им, например, не гнездиться зимой в тропиках, а летом не отправляться отдыхать на север? Для ответа на это необходимо рассмотреть также эволюционный аспект. А именно - историю расселения видов.

Дело в том, что многие виды наших птиц имеют южное происхождение. Все они - выходцы из Африки или Южной Азии. В ходе своей эволюционной истории они постепенно расселялись из этих областей. Формировались новые популяции и виды, адаптирующиеся к новым, более северным, условиям. Столкнувшись в новых условиях с неблагоприятной обстановкой зимой, эти птицы вынуждены были мигрировать на юг. И путь этот пролегал в те районы, откуда эти виды изначально произошли. Своего рода историческая память. Поэтому существует известная аналогия, что путь миграции в общих чертах повторяет путь расселения вида. Конечно, не стоит точно связывать район зимовок и район, откуда началось расселение. Соответствие здесь есть, но оно примерное. Так, если вид зимует в тропической Азии, можно говорить о его азиатском происхождении, но вовсе не обязательно тропическом.

Районы зимовок могут оставаться консервативными, даже если это и не очень удобно. Такова, например, ситуация с овсянкой-дубровником (Emberiza aureola ) - азиатским видом, недавно расселившимся в Европу, вплоть до Прибалтики. Конечно, европейским птицам короче было бы летать на зимовку в Африку, тем не менее они «по старинке» летают в юго-восточную Азию - как и птицы из Сибири и Дальнего Востока (рис. 4).

Дубровник лишь недавно стал гнездиться в Европе. Но большинство других видов, более давних выходцев из Азии, со временем поменяли места зимовок. Европейские популяции стали проводить зиму в Африке - что, очевидно, и ближе, и удобнее.

Таким образом, история вида также важна для понимания того, как он ведет себя сейчас. Но ни один из трех аспектов (механизм, функция, эволюция), взятый в отдельности, не может ответить на поставленный вопрос. И лишь в совокупности они рисуют цельную картину того, зачем и почему птицы возвращаются весной назад.

Ответил: Алексей Опаев


Close