страстной и вместе с тем пославянскому нежной, чистой и певучей душе человека, о том расцвете всех душевных и физических сил, который за последнее время начинают обозначать словам «акмеизм», - писал анонимный рецензент «Гиперборея». Этот журнал и журнал «Аполлон» стали литературной трибуной нового течения, зародившегося в образованном в 1912 г. кружке «Цеха поэтов» (названном Блоком «Гумилевско-Городецким обществом»). В отличие от символистов, «у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё», - писал Городецкий. В августе 1907 года Сергей был арестован за причастие к революционной деятельности и некоторое время содержался в петербургской политической тюрьме “Кресты”, где написал свой известный цикл стихов, под названием “Тюремные стихи”. В 1908 году женился на А.А.Бель-Конь-Любомирской, изредка публиковавшей стихи и прозу. В Петербурге ее прозвали Нимфой, воспоминания о Городецком всегда тесно связаны с воспоминаниями о его жене.


Подписи к слайдам:

До Октябрьской революции село Городец было большим торговым центром, купеческим селом, которое насчитывало 10 церквей, один собор, Федоровский монастырь, 12 молельных домов, 29 трактиров. Городецкие купцы - торговцы хлебом - имели свои пароходы, баржи, на которых с низовьев Волги и Камы доставляли в Городец огромное количество хлеба.

Городец - один из древнейших русских городов. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
Городец был построен как военная база и крепость на крутом и обрывистом левом берегу Волги примерно на 50 километров выше впадения в нее Оки.
Имя Александра Ярославича Невского неразрывно связано с Городцом - древнейшим городом Нижегородского края.
Здесь в далёком 1263 году завершился земной путь князя Александра. И хотя история Городца - как города-крепости и центра удельного княжества - продолжалась ещё полтора столетия, факт этот стал, безусловно, самым значительным в истории города, навсегда вписавшим его в историю Отечества.
Городец- город
мастеров
1 часть

Выполнила:

Учитель МБОУ «
Смольковская
средняя
общеобразовательная школа»

Мишина Алла Анатольевна
Городецкий
вал.
Сохранился
земляной вал, насыпанный в 13 веке,
протяженностью
- 2100 метров, высотой - от 5 до 7,5 метров.
Два разорения Городца
монголо-татарами в 1238 и 1239 годах оставили страшный след пожарищ, перекрывающий и ныне всю его древнюю часть слоем слежавшегося пепла до 5
сантиметров

Разгром
был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, и почти 150 лет оставался в запустении.
Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу.
Трудовое население занималось самыми разнообразными кустарными и отхожими промыслами. Городец был значительным центром деревянного судостроения и деревообрабатывающих промыслов. Также были развиты гончарный и золотошвейный промысел, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Особое место среди промыслов земли городецкой занимала и занимает декоративная резьба по дереву и художественная роспись, являющиеся теперь настоящим народным искусством
.
Первые
монголо-татары
пришли на русскую землю с разведывательными целями в 1223 году, но после разгрома русских войск на реке Калке повернули назад, в степи. В 1236 году орды Батыя приступили к планомерному подчинению русских княжеств.
Один поток монголо-татар был целенаправленно послан Батыем на Городец.
Можно полагать, что город был прекрасно известен тогда как крупный и богатый центр Древней Руси не только в Поволжье, но далеко за его пределами.

Подписи к слайдам:

Когда возник
пряничный промысел в Городце
, установить трудно, вероятно, в XVII столетии. Этот промысел на территории Нижегородской губернии был известен в разных местах, но самым известным и крупным центром выпечки пряников стал Городец. Первоначально пряники выпекались в домашних условиях, позднее - в специальных пряничных заведениях.
Славную память о себе оставили и городецкие купцы, которые не жалели сил и средств для развития родного города.
Благодаря их усилиям Городец был центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью.
Городецкая глухая резьба по дереву
В
городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.
Кузнечное дело.
По
народному преданию, в Городце с давних пор одна из улиц называлась Кузнецкой (теперь имени Кожанова), находились кузницы - мастерские с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей
.
Кузнечным производством в Городецком уезде к 1924 году занималось в Б.
Песошнинской
волости 30 дворов, в
Бриляковской
- 12, в
Зиняковской
- 30
,

в
Смольковской
- 26
.
Кузнечное мастерство было профессией почётной и очень необходимой.
Плетение
корзин
существовало во многих местах Нижегородской губернии. Однако надо заметить, что в разных районах разные приёмы и формы: городецкие корзины не похожи на
ветлужские
и т.д
.
К 1912 году в Городецком районе плетением корзин занимались в
Большепесошинской
волости три человека, в
Зиняковской
- 125 человек, Василевской - 430 человек и т.д.
Городец- город мастеров
2 часть

Выполнила:

Учитель МБОУ «
Смольковская
средняя
общеобразовательная школа»

Мишина Алла Анатольевна
Золотное
шитьё.
В 18 веке мастерицы Городца
стали заниматься
Золотным
шитьём - вышивкой прядеными золотыми и серебряными нитями по бархату, шерсти, шелку.
Излюбленные мотивы
золотного
шитья - цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты
золотного
шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону - "карте". После того как "карту" зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.
Золотые вышивки использовались в праздничном женском костюме. Стоила такая одежда дорого, её бережно хранили в семьях и предавали по наследству.
Гончарный промысел.
Городецкие
мастера по выделке глиняной посуды были известны ещё в глубокой древности. Ещё в течение XIII–XIV веков Городец-Радилов считался крупным торговым городом, имел широкое развитие промыслов и
ремёсел.
К концу XIX – начала XX века в Городецком уезде насчитывалось 93 гончарных предприятия по выпуску гончарных изделий.
Ещё в середине XIX века славились гончары из
Смиркина
, Шадрина, Ульянова и других деревень. Мастера олифили кувшины, покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили
инакрасочный

узор. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень
Смиркина
и
Шадрино
.
Традиции городецких
корабелов
продолжаются и совершенствуются на Городецкой современной судоверфи, которой в будущем году исполнится 75 лет.

Городецкая роспись
- народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г.
Городец
.
Яркая
, лаконичная, контрастная по цвету, Городецкая роспись служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.
Судостроение.
Паруса
и флаги судов украшались живописью на сюжеты водной мифологии. Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью. По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог - моя надежда!»
Возникновение судостроения в
Балахнинском
уезде относится к 1722 году, когда Пётр Первый во время своего второго посещения Нижнего Новгорода учредил у села Чёрного верфь для постройки тогдашнего типа судов, названных «расшивами».
Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Пётр Первый вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское

Подписи к слайдам:

Люби, изучай, знай и береги родной край!
Город Мастеров
– одно из лучших в России резных зданий, выполненных современными мастерами и зодчими. Центр народных промыслов Городца. Каждый домик - это мастерская (
золотная
вышивка, роспись и иконопись, резьба по дереву и инкрустация, ткачество,
жбанниковская
свистулька,
лозоплетение
, гончарный промысел, выпечка медовых пряников). В мастерских проводят мастер-класс.
Святой источник "Никола-ключ"
Находится в 28 км к северо-востоку от Городца у д. Белоглазово (дорога на Ковернино). По преданию, в этом месте было явление святителя Николая Чудотворца. На источнике возведена бревенчатая часовня с купальней.
Городец- город мастеров
3 часть

Выполнила:

Учитель МБОУ «
Смольковская
средняя
общеобразовательная школа»

Мишина Алла Анатольевна
Музей самоваров
появился в Городце в 2008 году в доме купца Гришаева второй половины XIX века. Основу коллекции составило собрание самоваров Николая Полякова, руководителя управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. В настоящее время в экспозиции музея более 500 самоваров, а также другие чайные предметы.
Дом графини Паниной.
Музей
встретит Вас звуками старинных мелодий. В музыкальной гостиной наряду с красавцем граммофоном и различными патефонами Вас удивит струнный граммофон и музыкальная шкатулка.
О повседневной жизни купцов расскажут старинные весы, безмены и гири. В экспозиции представлено более двухсот разных измерительных приборов и гирь. На выставке «Секреты старинного утюга» представлено более трёхсот экспонатов - всё разнообразие чугунных,
наплитных
, спиртовых и других утюгов.
Городецкий краеведческий музей
Сегодня в фондах краеведческого музея - более 15000 единиц хранения. В музее собран огромный материал по истории народных промыслов Городецкой земли: глухая домовая резьба, расписные донца прялок, золотое шитье, пряничные доски. Преображают музей и работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства (Городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, глиняной
Жбанниковской
свистульки). Интерес представляет коллекция археологических находок из раскопок средневекового Городца. В нее входят не только предметы, типичные для средневекового города, но и уникальные находки.

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо - цветущая сила) - направление в изобразительном искусстве и поэзии 1910-х. (Гумилёв Н.С., Ахматова А.А., Мандельштам О.Э., Городецкий С.М., Кузмин М.А. и другие). Акмеизм выступал за поэтизацию чувств, познание "идеального", точность значения слова. Провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно- художественным установкам и литературным судьбам. Общее, что их объединяло поиск выхода из кризиса символизма.


В октябре 1911г. основано литературное направление"Цех поэтов". Руководителями"цеха" стали - Н.Гумилёв и С.Городецкий. Из широкого круга участников "Цеха поэтов"выделилась более сплочённая группа акмеистов. В названии поэтического течения, пришедшего на смену символизму, подчёркивалось стремление нового поколения поэтов к "вершинам"искусства. Акмеистами стали Н.Гумилёв, А. Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Кузмин."Цех поэтов"




Биография. Поэт, прозаик, переводчик, драматург. Родился в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника- любителя, большого ценителя искусства. Мать Сергея в юности была знакома с Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, Н.С. Лесков, подарил мальчику «Левшу» с автографом. С детства почувствовал будущий поэт тягу к литературе, полюбил Пушкина, Кольцова, Никитина. После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии он подрабатывал уроками. В 1902 Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского. Он увлечённо занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 г. познакомился со студентом А. Блоком и подружился с ним. В его квартире Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки.


«Читая его стихи, невольно думаешь больше, чем о них, о сильной и страстной и вместе с тем пославянскому нежной, чистой и певучей душе человека, о том расцвете всех душевных и физических сил, который за последнее время начинают обозначать словам «акмеизм», - писал анонимный рецензент «Гиперборея». Этот журнал и журнал «Аполлон» стали литературной трибуной нового течения, зародившегося в образованном в 1912 г. кружке «Цеха поэтов» (названном Блоком «Гумилевско-Городецким обществом»). В отличие от символистов, «у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё», - писал Городецкий. В августе 1907 года Сергей был арестован за причастие к революционной деятельности и некоторое время содержался в петербургской политической тюрьме Кресты, где написал свой известный цикл стихов, под названием Тюремные стихи. В 1908 году женился на А.А.Бель-Конь-Любомирской, изредка публиковавшей стихи и прозу. В Петербурге ее прозвали Нимфой, воспоминания о Городецком всегда тесно связаны с воспоминаниями о его жене.


Первая книга стихов Городецкого «Ярь» (1907) пользовалась огромным успехом у современной молодежи. Как отметил Брюсов, «господствующий пафос «Яри» - переживания первобытного человека, души, еще близкой к стихиям природы». Заслугой Городецкого является введение детского фольклора в русскую поэзию и вообще привлечение внимания к детскому творчеству. В дальнейшем поэзия Городецкого претерпевает кардинальные изменения. Городецкий стоит у истоков акмеизма. В 1907 году, выходит сборник Перун, в Дикая воля. Книга Дикая воля сопровождена эпиграфом: Наша доля веять - волей И в плену всегда томиться, Враждовать со злом - неволей И бескрылой птицей биться... В 1910 году выходит сборник Русь, где Городецкий отказывается от пафоса некрещеной Руси. Народные выкрики - тема этого сборника, предназначенного для народного чтения. Новая книга Городецкого - Цветущий посох - была книгой раздумий - о жизни, о поэзии, о себе.


Разочаровавшись в символизме, стал одним из организаторов "Цеха поэтов", акмеистов. В 1913 выпустил книгу восьмистиший - "Цветущий посох". С 1915 начинается дружба с С.Есениным, в котором он увидел надежду русской литературы и всячески поддерживал его.


В 30-х годах наступила известная пауза в развитии Городецкого. Все меньше писались стихи, преобладать стали переводы и другие формы литературной работы. В это время была написана лирическая поэма Три сына, впервые опубликованная лишь в 1956 году. Здесь рассказана печальная история о старом фине Илоне и его трех сыновьях - история обманутых надежд и утраченных иллюзий. Великая Отечественная война застала Городецкого в Ленинграде. В первый день войны он написал и прочёл по радио стихотворение «В ответ врагу» (позже названное «22-VI-41»): Выходит в бой страна моя родная, В столетьях закалённая борьбой. Наполеона участь и Мамая Ждёт всех, кто вызывает нас на бой. В 1945 г. Городецкий перенёс тяжелую потерю - смерть верного друга и соратника всей творческой жизни, жены Анны Алексеевны Городецкой (Нимфы), которой посвятил стихотворение «Послесловие» (1947). В тот же год в Минске вышла его книга «Песня дружбы».


Мудро и жизнеутверждающе звучат его стихи последних лет: Я жизнь любил так солнечно, так страстно, Как может юный девушку любить. Без страха шёл я по тропе опасной, И ничего не должен я забыть. Среди восторгов, бедствий и тревог Я, как солдат на фронте, сердце сжег. Сергей Городецкий умер в июне 1967 года, на 84-м году жизни. И до последних дней своей жизни он сохранил в себе то страстное отношение к жизни и слову, какое обычно свойственно художнику в пору яркого горения его творческих сил.


«Адам» Прости, пленительная влага И первоздания туман! В прозрачном ветре больше блага Для сотворенных к жизни стран. Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн и ветхой мглы. Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.


Миром оплетенные, Туманами окутаны, Пустыней разделенные, Пространствами опутаны, Во времени томительном Несемся, обнищалые, И в блеске освежительном Горят нам зори алые. Ах, если бы закатами Заря не озаряла нас, Всегдашними утратами Судьба бы испугала нас. Погасли б мы, печальные, Стесненные ущельями, И тьмы небес опальные Всполохнули б весельями. Январь 1913 С. Городецкий


Река жизни Летят метели, снега белеют, поют века. Земля родная то ночи мертвой, то дню близка. Проходят люди, дела свершают, а смерть глядит. Лицо умерших то стыд и горе, то мир хранит. Роятся дети, звенит их голос, светлеет даль. Глаза ребенка то счастье плещут, то льют печаль. Смеется юный, свободный, смелый: мне всё дано! Колючей веткой стучится старость в его окно. Бредет старуха, прося заборы ей дать приют. Судьба и память тупой иголкой ей сердце рвут. И всё, что было, и всё, что будет, одна река В сыпучих горах глухонемого, как ночь, песка.















1 из 10

Презентация на тему: Городецкая роспись

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

№ слайда 4

Описание слайда:

Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

№ слайда 5

Описание слайда:

Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

№ слайда 6

Описание слайда:

Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

№ слайда 7

Описание слайда:

Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

№ слайда 8

Описание слайда:

Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Практическое задание. Роспись закладки для книг. Последовательность выполнения работы: Продумаем композицию, определим размеры основных элементов. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции. После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи. Заканчивается работа над композиции детальной прорисовкой деталей.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Детство и юношеские годы И.А. Бунина - известного русского писателя и поэта. Его обучение в Елецкой гимназии. Работа Бунина в редакции газеты "Орловский вестник", начало его творческой деятельности. Присуждение Бунину Нобелевской премии в 1933 году.

    презентация , добавлен 21.03.2012

    С. Есенин - русский поэт; биография, образование. Тема революции и радостное предчувствие преображения жизни в первых стихах. Обращение к деревенскому укладу как духовной первооснове художественного образа. Эмоциональная доминанта лирики позднего периода.

    презентация , добавлен 20.04.2017

    Биография С. Есенина: детство, юность, творчество. Становление С. Есенина как известного русского поэта. Воспевание Февральской и Октябрьской революции. Знакомство со стихотворениями поэта: "Я уехал снова в деревню", "В хате", "Персидские молитвы".

    презентация , добавлен 02.02.2011

    Биография Сергея Александровича Есенина: детские годы, учеба в Константиновском земском училище и церковно-учительской школе. Работа в типографии. Первые стихотворения поэта. Переезд в Петроград. Военная служба, женитьба. Запрет публикаций С.А. Есенина.

    презентация , добавлен 19.09.2013

    Есенин Сергей Александрович - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Основные вехи биографии поэта: детство, юность, личная жизнь, гибель. Изучение творчества Есенина, анализ стихотворений.

    презентация , добавлен 05.02.2012

    Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Гумилев как русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, литературный критик, офицер. Гумилев в Париже, его деятельность. Исследование Африки поэтом. Книга "Путь конквистадора", "Романтические цветы", поэтический сборник "Чужое небо".


Close